ШКОД
Президент

ДОРОГИЕ ЖИТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ ШКОД!

Пусть Ваша школьная  жизнь будет насыщена приятными событиями!

Пусть каждый из Вас найдет свое место в большой и дружной Республике!

Помните историю создания организации, цените и приумножайте ее традиции!

Верьте в начатое дело и гордитесь званием гимназиста!

Президент Республики Тютюнник Л.И.

Подписка

F
RSS
Twitter
Мой мир

Система Orphus

 

25.11.2011

Школьная форма: эволюция от Смольного института до советской парты

http://1k.com.ua/ Наталья Дремова

Никогда не была такой разнообразной школьная форма, как сейчас. В ней наконец-то слились в целое требования единого для всех делового стиля — пестрота фасонов, комбинации юбок, блузок, пиджаков, сарафанов, брюк. А ведь были времена, когда даже отделка и мелкие детали школьной формы не должны были выходить из раз и навсегда прописанных рамок.


формаЕдиная форма для учениц казенных гимназий (коричневые платья с воротником-стойкой и фартуки) на всей территории Российской империи была утверждена только в 1896 году — на 62 года позже, чем для мальчиков. Связано это было с тем, что число женских учебных заведений росло намного медленнее. Впрочем, и до этого циркуляра все они — от закрытых институтов до частных гимназий — обязательно вводили форму.

Она отличалась покроем, цветом платья (в фаворе были немаркие практичные цвета: темно-синий, темно-зеленый, коричневый) и обязательно включали такую деталь, как фартуки — черный повседневный и белый нарядный. Фасоны фартуков варьировались, их делали с V-образным вырезом и неширокими простыми лямками, иногда с высоким нагрудником, к которому пришивались украшенные крылышками бретели.


Девичья школьная форма в основе своей была унаследована от старейшего учебного заведения — Смольного института в Санкт-Петербурге. Нельзя сказать, что она была удобная и красивая. Вот как известная писательница Елизавета Водовозова, поступившая в Смольный в 1855 году, вспоминала, как впервые обрядилась в казенную одежду: «На мне было плохо сидевшее камлотовое (из грубой шерстяной материи) платье коричневого цвета: оно было декольте и с короткими рукавчиками. На голые руки надевались белые рукавчики, подвязанные тесемками под рукавами платья; на голую шею накидывали уродливую пелеринку грубого белого холста; белый передник с лифом, который застегивался сзади булавками».

Новые институты для девиц, взяв эту форму за образец, вносили свои новшества. Например, воспитанницы Керченского Кушниковского девичьего института (первый набор в него состоялся в 1836 году) носили темные платья с длинными рукавами, фартук (по праздникам белый), полностью закрывавший платье спереди, и белую пелерину. Институт не обеспечивал учениц формой, как Смольный, поэтому одежда не нуждалась в деталях (съемные рукава, тесемки вместо пуговиц и т.п.), с помощью которых можно было подогнать казенный наряд на любую фигуру.


В целом копировала стандарт девичьей формы и одежда воспитанниц благотворительных заведений для сирот. Например, в симферопольском приюте для девочек, организованном графиней Адельберг, их одевали в темно-синие и коричневые платья недорогой шерстяной материи (зимой), а летом из плотной хлопчатобумажной ткани с неизменными фартуками.

Сохранился снимок воспитанниц Мариинского детского приюта в Керчи, в котором воспитывались около 40 девочек-подкидышей. Ходили они в немарких платьях темных тонов с воротником-стойкой, застегивающимся спереди, и фартуках с простыми лямками, полностью закрывавшими грудь. Некоторым девочкам похожую форму приходилось носить всю жизнь: из воспитанниц готовили прислугу. В хороших домах коричневое платье с белым фартуком было формой горничных.

Прически гимназисток строго регламентировались: можно было носить одну или две косы с плоским бантом, а «приюткам» было отказано и в этой малости. Девочек в благотворительных заведениях коротко стригли, опасаясь вшей и кожных болезней.


форма

Форма гимназистов, утвержденная в 1834 году, в разных заведениях отличалась цветом, кантами, пуговицами, эмблемами. Покрой гимнастерок, мундиров, фасон фуражек, башлыков, шинелей для всех был примерно одинаков.

Старшеклассники могли носить куртки со стоячими воротниками. У учеников вырабатывался целый ритуал, касавшийся одежды: например, новую фуражку старались как можно скорее примять и изменить ее форму, чтобы она не выдавала новичка; из околыша головного убора выламывали герб и т.п.


Именно к этому — полувоенному варианту формы для мальчиков и «наряду горничной» для девочек советские школьники вернулись в 1948 — 1949 годах, когда после 30-летнего перерыва в школе снова решили одевать детей единообразно. Девочки, впрочем, реализовывали тягу к прекрасному в фасонах кружевных воротников и манжет, а также в прическах, не выходивших за понятие «школьные».

формаОчередные перемены в школьной форме (в 1976 году новая одежда для учеников включала синие куртки и брюки) до Крыма дошли лишь к концу 70-х.

Несколько лет спустя старшеклассники получили возможность выделиться — им предлагали темно-коричневые костюмы, утвержденные как образец в Украине.

Но немало учеников щеголяли в синих костюмах, которые родители покупали в соседних республиках. А новые веяния в девичьей одежде — юбки и пиджаки вместо платья — стали появляться в крымских школах лишь под конец перестройки.

 

 

 

Hosted by uCoz