ШКОД
Президент

ДОРОГИЕ ЖИТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ ШКОД!

Пусть Ваша школьная  жизнь будет насыщена приятными событиями!

Пусть каждый из Вас найдет свое место в большой и дружной Республике!

Помните историю создания организации, цените и приумножайте ее традиции!

Верьте в начатое дело и гордитесь званием гимназиста!

Президент Республики Тютюнник Л.И.

Подписка

F
RSS
Twitter
Мой мир

Система Orphus

 

6.07.2010

Тесты-2010: на финишной прямой

Как украинцы сдали внешнее независимое тестирование.

Авто:Людмила Колб, Ольга Агаркова Фото: А. Искрицкая
Интернет-издание:Сегодня.ua

ВНО

Официальных итогов тестирования пока нет, поэтому окончательные выводы делать рано. Но по предварительным результатам тестов, число абитуриентов, которые не набрали минимальные 124 б., уменьшилось на 1,85% по математике, истории Украины и английскому.

В то время как по украинскому «двоечников» стало больше на 0,84%. Меньше школьников получили от 180 до 199,5 б. По всем предметам общее их число снизилось на 5—6%.

По словам Игоря Ликарчука, директора Украинского центра оценивания качества образования, оголились проблемы с подготовкой выпускников по математике и физике. Но, как убеждает директор УЦОКО, основная масса выпусников сдала ВНО хорошо, и нынешние результаты тестов лучше, чем прошлогодние.

Городами и областями-лидерами, ученики из которых получили 200 б. хотя бы по одному предмету, стали: Киев — 133 человека, 2-е место у Львовской области— 92, 3-е место — у Днепропетровской и Донецкой областей — по 69 и 66. Самые низкие результаты в Севастополе, Кировоградской и Черновецкой областях: меньше 10 «двухсотбальников».

диаграмма

ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

СРОКИ. В этом году тестирование провели практически на месяц позже: основная сессия продлилась после окончания учебного года со 2 по 23 июня. Такой ход организаторов учителя оценили позитивно.

Во-первых, потому что было больше времени, чтобы отчитать все темы по учебной программе. Во-вторых, им не пришлось совмещать участие в тестировании с основной работой в школе. Наконец, у самих учеников оставалось время, чтобы отдышаться после школьных экзаменов и набраться сил перед тестами.

Но не обошлось без замечаний. По мнению секретаря Ассоциации руководителей школ города Киева и директора Киевского лицея бизнеса Людмилы Паращенко, не нужно было разделять госаттестацию в школе и тестирование, потому что, по сути, школьникам пришлось сдавать одни и те же предметы дважды. «Бытует мнение, что тесты — только для тех выпускников, которые хотят стать студентами. Но я не согласна, — комментирует ситуацию специалист. — Их должны сдавать все. Ведь результаты тестирования могли бы стать основой для мониторинга качества школьного образования. А учительский субъективизм иногда мешает беспристрастно оценить знания ученика на выпускном экзамене».

РАБОТА ПУНКТОВ. О работе сотрудников пунктов тестирования — отзывы в основном позитивные. По данным Гражданской сети «ОПОРА» (вместе с Комитетом избирателей Украины следили, как проходят тесты), они четко придерживались правил проведения тестирования.

Так, большинству пунктов (71,54% от всего количества) наблюдатели поставили наивысшие баллы. «Каждый ученик оказывался наедине со своими знаниями, а внешнее вмешательство было невозможно», — делится своими впечатлениями директор школы №67, в которой проходили тесты, Валерий Корниенко.

«ОТКАЗНИКИ». В этом году зарегистрировавшихся на тесты было гораздо больше, чем в прошлом. Но уже после начала кампании по тестированию стало известно, что без тестов могут обойтись те выпускники, которые проходили их в 2008—2009 годах и абитуриенты до 2007 года, которые планируют учиться заочно. Эти люди зарегистрировались, но узнав о нововведениях, решили на тесты не приходить. «Из-за «отказников» государство потеряло приблизительно 13,5 миллионов гривен, которые можно было бы потратить, например, на транспорт для доставки выпускников к пунктам тестирования», — жалуется Ольга Айвазовская, глава Правления Гражданской сети «ОПОРА».

СТРАСТИ ПО СЕССИИ. Не всем пришлось по душе разделение тестовых испытаний на отдельные сессии с разными вариантами вопросов. Ведь, по словам большинства учителей и их учеников, в один день тесты были сложнее, а в другой — легче. Выпускники оказались в неравных условиях. Директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Игорь Ликарчук называет все претензии по поводу сложности тестов субъективными. «Каждый меряет тесты уровнем своих знаний. А он у всех разный», — подытоживает Игорь Леонидович.

СОДЕРЖАНИЕ: БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА И МЕНЬШЕ НЕОДНОЗНАЧНЫХ ВОПРОСОВ

Кардинальных изменений в содержании тестов не было. Однако, как рассказывает Игорь Ликарчук, составители тестов 2010 года старались придумать больше заданий, которые требуют творческого подхода к их решению. «Например, в тестах по истории Украины практически не найти вопросов, требующих простого знания дат», — приводит пример Игорь Леонидович. Однако с творчеством у выпускников возникли большие проблемы. Специалист приводит пример с тестами по английскому языку: по статистике УЦОКО, 24 200 абитуриентов даже не взялись за выполнение творческого задания — сочинения. А по словам учеников, одной из загвоздок в содержании были неоднозначные вопросы. Но тут, как утверждают специалисты, претензии стоит предъявлять не только к составителям тестов, но и к министерству, которое утверждает учебники. «Когда была советская система образования, то все сетовали на то, что был всего лишь один учебник. Сейчас недостаток в изобилии книжек с множеством разных мнений. Поэтому ученики растеряны в том, как правильно ответить на тот или иной вопрос», — считает Валерий Корниенко.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ TOEFL

ГЛАС НАРОДА. Тесты по английскому стали камнем преткновения у школьников. Они были сложными даже для учеников специализированных лингвистических школ. Выпускница Украинского физико-математического лицея КНУ им. Т. Шевченко Алена Галущенко рассказывает, что она долго занималась английским с репетиторами, поэтому языковая подготовка у нее была хорошая: «Но мне это не помогло. Тесты были нереальные! Самое сложное задание — текст про лодочника, про снасти и про бортовые приборы. Но даже на русском языке сложно разобраться во всех этих терминах».

Но мнения учителей разделились. Одни говорят, что нынешние тесты сложнее, чем сертифицированные экзамены TOEFL или IELTS. «Школьная программа и тестирование — две разные планеты, — рассказывает учительница английского языка школы №183 Елена Ивановна (фамилию назвать отказалась. — Авт.). — Многие школы работают по отечественным учебникам, в которых не учат, к примеру, как составлять официальные письма. Хотя такое задание было в тестах». А учительница английского языка одной из гимназий Южноукраинска Антонина Проценко считает все замечания преувеличенными: «Думаю, что сегодняшние учебники по английскому могут полностью подготовить ученика к тесту».

РЕАКЦИЯ СВЕРХУ. Игорь Ликарчук назвал бурную реакцию абитуриентов ответом на провокации репетиторов и учителей по английскому, которые не смогли как следует подготовить старшеклассников. «В Украинский центр оценивания качества образования поступает множество обращений, в которых представители педколлективов дают тесту по английскому высокую оценку», — резюмировал он в открытом письме.

МАТЕМАТИКА: ВСЕ ЛЕГЧЕ

Педагоги в один голос утверждают, что с каждым годом тесты по математике становятся все легче. Но радоваться, говорят, этому не стоит. В тестах было недостаточно заданий для того, чтобы определить истинный уровень теоретической и практической подготовки выпускников для поступления на техспециальности. «Мне показалось, что задания вообще были на уровне 8—9 класса, — говорит учительница математики гимназии им. А. С. Пушкина №153 Людмила Азарова. — А для школьника с хорошей математической подготовкой — они пустячные. Но, возможно, тесты пытались адаптировать под общий уровень знаний учащихся: средняя оценка по математике сейчас очень низкая — 5,7».

Ученики также соглашаются, что тесты были легкими. «Знаний по школьной программе хватило с головой. В школе нас готовили к более сложным заданиям, например, к заданиям с параметрами и к решению сложных тригонометрических уравнений. А в тестах такого вообще не было, — рассказывает выпускник лицея №142 Андрей Бурячевский. — Только невнимательность могла помешать абитуриенту. Из-за нее все ошибки».

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ: УМЕТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ

Большинство опрошенных нами учителей отметили: содержание тестов по истории заметно улучшилось. Например, отсутствовали неоднозначные вопросы и ответы к ним. Все задания соответствовали школьному курсу вплоть до обозначенных в программе тестов личностей. Кроме того, как рассказала учительница истории Украинского лицея бизнеса Татьяна Швец, тесты по истории этого года глубже, чем прошлогодние. «Некоторые вопросы, на мой взгляд, слишком уж углубленные, к примеру, вопрос о том, кому принадлежала исполнительная власть по Конституции П. Орлика, — делится своими впечатлениями педагог. — А понравились мне задания на определения: термины выбраны такие, которые старшеклассники обязаны знать».

Но все же не обошлось без ложки дегтя. «Некорректным был вопрос найти на картинке храм, построенный в XI веке, при этом давались изображения уже отреставрированных сооружений, — говорит учительница истории гимназии им. А. С. Пушкина №153 Елена Мартынюк. — К тому же для детей всегда достаточно проблематично проводить анализ документов, а таких заданий было много. Как и по истории культуры, а ведь хорошее изучение этих вопросов в программе по истории не предполагается. Максимум — один-два урока».

Из основных жалоб абитуриентов — разная сложность заданий в разные дни написания тестов. Выпускница лицея №157 Кристина Михельсон отметила, что многое зависело от везения, в какой день тестов попадешь. «Я попала в первый день, когда задания были не такие сложные. Например, в каком году создали СССР, сколько было принято универсалов и т. д. А во второй день они были куда тяжелее, к примеру, расставить в хронологическом порядке реформы Хрущева», — рассказывает Кристина. Хотя учителя особой разницы между тестами разных сессий не заметили.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК: ФАРТ - НЕ ФАРТ

А вот по поводу украинского языка даже педагоги подтвердили то, что тестовые задания в первый и третий день были легче, чем во второй. По мнению учительницы украинского языка и литературы Украинского физико-математического лицея КНУ им. Шевченко Натальи Порало, некоторые вопросы требовали от абитуриентов подготовки на уровне филологических факультетов. «Я, человек с опытом, допустила в первой сессии две ошибки, а во второй одну, — говорит Наталья Дмитриевна. — Если уж и устраивать отдельные сессии, то я бы предложила, к примеру, в первый день проводить тесты для «технарей», а во второй — для поступающих на гуманитарные специальности».

Многие абитуриенты погорели на сочинениях. Как отмечают учителя, некоторые ученики при написании сочинений не смогли привести пример из художественной литературы и истории. Говорят, из-за того, что современные школьники мало читают. В свою очередь ученики утверждают, что эти темы были достаточно специфическими. «Сложная тема «Мы не множество стандартных «я», а множество разных вселенных». Пришлось хорошенько подумать над литературной иллюстрацией, хотя перед тестами я прочел все произведения по школьной программе», — говорит лидер нынешнего тестирования Алексей Востриков, который набрал по украинскому языку и литературе 200 баллов.

НАРУШЕНИЯ: СПИСЫВАЛИ МАЛО, ОПАЗДЫВАЛИ МНОГО

диаграмма2

По данным Гражданской сети «ОПОРА», тестирование прошло относительно спокойно. В 80% случаев наблюдатели не зафиксировали ни одного нарушения со стороны участников. Тем не менее не обошлось и без проколов. Самым распространенным нарушением (11%) стали опоздания абитуриентов, которые тем самым лишали себя права пройти тест. Некоторые «умники» и «умницы» (7%) пытались списать ответы или использовали мобилки. К примеру, один абитуриент из Ив.-Франковска попытался воспользоваться мобильным в уборной, чтобы получить подсказку. Однако забыл выключить потом звук, и мобилка зазвонила во время тестирования. Работы всех нарушителей аннулировались.

АПЕЛЛЯЦИИ. Апелляционный процесс еще не закончился. Пока, по состоянию на пятое июля, абитуриенты подали 5690 заявлений. Это меньше, чем в 2009 году, всего на 0,1%. Большинство апелляций по украинскому языку и литературе — 3181. Затем идут заявления по математике и английскому — 980 и 700. Меньше всего спорили по истории Украины — только 220 апелляций.

Сейчас на счету у комиссии уже 710 рассмотренных заявлений, среди которых удовлетворили только 234. По словам Игоря Ликарчука, в основном абитуриенты оспаривали результаты тестирования. Многие из выпускников либо забывали указать номер своего варианта, либо указывали его неправильно. А недовольные результатами просто просили пересчитать их баллы заново. Специально созданная апелляционная комиссия рассматривала каждый бланк ответов отдельно.

Неудовлетворенных апелляций — 476, то есть гораздо боль¬¬¬ше половины всех жалоб. К примеру, не посчастливилось тем участникам, которые неправильно перенесли ответы из своих черновиков на бланк ответов. Такие апелляции, как правило, не удовлетворялись, потому что никто не мог гарантировать, что, вернувшись домой, абитуриенты ничего в них не исправляли. С остальными заявлениями комиссия планирует «расправиться» до 12 июля, работая ежедневно и разбирая по 600 апелляций.

КОММЕНТАРИИ ЛИДЕРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ-2010:

Алексей Востриков, выпусник Мариупольского УВК «Технический лицей – школа», набрал 600 баллов по украинскому языку и литературе, математике и истории Украины:

К ВНО я готовился самостоятельно. Вообще мне кажется, что каждый абитуриент может сам себя подготовить к сдаче теста без чьей-либо помощи. Репетитор – это пустая трата времени и денег. Он оправдан только с психологической точки зрения: в тех случаях, когда выпускнику, чтобы он учился, нужно постоянно «давать пинка».

Чтобы хорошо написать тесты, прежде всего, лучше сразу определиться с будущей специальностью, чтобы не сдавать, к примеру, пять тестов, а сконцентрироваться только на трех необходимых. Я сдавал украинский язык и литературу, математику и историю Украины.

Итак, украинский язык. Этот предмет я никогда не забрасывал, как поэтому мне не потребовалось много времени на подготовку. Где-то месяц готовился. Я знал, что у меня проблемы с написанием большой и маленькой буквы и с окончаниями «а»-«я» и «у»-«ю» в родительном падеже. Самые неоднозначные моменты приходилось проверять по нескольким источникам: правила постоянно меняются и если взять учебники по правописанию разных лет, то там можно найти совершенно варианты написания слова. Еще я купил себе справочник по украинскому языку и литературе, где давались различные тестов на проверку знаний.

Утром накануне тестов главное – не трястись и не пытаться что-то повторить, потому что больше все равно не выучишь, а будет только каша в голове.

На ВНО по «мове» мне показалось сложным задание, где нужно было исправить лексическую ошибку. Мне как человеку, у которого украинский – не основной язык для общения, их заметить достаточно сложно. Сложная тема попалась на сочинении – “мы не множество стандартных «я», а множество разных вселенных”. Пришлось хорошенько подумать над литературной иллюстрацией, хотя перед тестами я прочел все произведения по школьной программе. А с тестами по украинской литературе вообще проблем не было, потому что тестах в этом году не требовали каких-то углубленных знаний. Поэтому всем тем, кто не успел прочесть все произведения, советую ознакомиться хотя бы с их сокращенным содержанием. Чтобы приблизительно ориентироваться в сюжете и героях. Желательно еще просмотреть критику.

С математикой у меня вообще все очень интересно – я к ней не готовился, потому что я неоднократный призер и победитель областных олимпиад. Повторил что-то только вечером перед экзаменом. Да и лицей у нас с математическим уклоном.

И, наконец, история Украины. К ней я готовился где-то полгода, а в последний месяц занимался по 5-6 часов в день. Взял в библиотеке школьные учебники. Еще пришлось приобрести справочные материалы в виде таблиц – они помогли систематизировать знания. На мой взгляд, уровень вопросов вырос за все годы. Нет ошибок и некорректных вопросов. Очень много ошибок и некорректных вопросов. Были вопросы, требовавшие не только тупо знать исторические факты. Например, вопрос о том, что привело к репрессиям диссидентов – их деятельность или смена советской власти. Оба варианта, кажется, подходят, но такого быть не может. Нужно было, как следует, проанализировать все факты.

Вероятнее всего, что со своими баллами я буду поступать либо в мариупольский Приазовский государственный технический университет, либо в Донецкий национальный или национально-технический университет на специальности, связанные с информационными технологиями.

Светлана Паращак, выпускница львовского УВК «Школа-гимназия “Сыховская”», набрала 600 баллов по украинскому языку и литературе, математике и биологии:

В течении года у меня был репетитор по украинскому языку и литературе, а также по математике, с которыми я занималась пять раз в неделю. Конечно, без репетитора иногда бывает сложнее заставить себя сесть и выучить тот ли иной параграф. А с учителем ты чувствуешь ответственность за то, что обязан, к примеру, к завтрашнему уроку выполнить необходимые задания.

Если говорить о тестах, то тесты по украинскому языку и литературе были для меня достаточно легкими. Сложности? Наверное, это вопросы, которые связаны с анализом текста. Было около десяти вопросов, один из них, например, обозначить тему текста. Но это еще ничего. А вот логические вопросы с «подковыркой»… Сначала, толком не разобравшись в задании, я сделала ошибку, но потом мне удалось себя исправить.

Математику я сдавала во второй день, а накануне – я просмотрела тесты первого дня. Это мне очень помогло, ведь сразу стало понятно, какие могут быть вопросы. Хоть я и училась в гуманитарном классе, но с заданиями я справилась за час. Осталось еще где-то столько же времени, чтобы себя проверить.

Самым сложным для меня был тест по биологии. Наверное, потому что я ей уделяла меньше времени, чем другим предметам. По биологии было много вопросов, которые нужно было решить, хорошенько подумав логически и проанализировав все базовые знания по этому предмету.

Чтобы хорошо написать тесты, мне кажется, достаточно просто выучить школьный учебник. По украинскому языку советую особое внимание уделять исключениям из правил, потому что очень часто «ловят» именно на них. А основная сложность в сочинении – это привести пример из литературы, истории и из собственной жизни. Поэтому не помешает заранее придумать несколько примеров по разным жизненным вопросам. Текстов из школьной программы будет вполне достаточно. К примеру, прошлым летом и на протяжении первого семестра в школе я перечитала все школьные произведения, потому что поэты и разные цитаты – легко забываются. Стоит их себе напомнить. Ну и еще обязательно нужно просмотреть темы сочинений за прошлый год.

При подготовке к тестам главное – уметь хорошо разделять время на учебу и время на отдых, чтобы были результаты труда. Потому что без отдыха далеко не пойдешь – уставшим многого не запомнишь. Перед тестами важную роль играет психологическое состояние человека. Я шла туда уверенной в своих силах. А волнение, конечно же, помешало бы.

Буду врачом, но с вузом еще не определилась. Наверное, буду поступать на факультет «Лечебное дело»: либо во Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого, либо в Национальный медицинский университет им. Богомольца.

Юлия Баранова, выпускница Украинского гуманитарного лицея КНУ им. Т. Шевченко, набрала 795 баллов по украинскому языку и литературе, математике, географии и английскому языку:

Большую роль в подготовке в ВНО сыграл лицей, в котором я училась. Те знания, которые мне там давали, были просто бесценными и очень пригодились мне на тесте. Учителя давали много полезной информации в течение года, поэтому я, не считая английского, обошлась без репетиторов.

Например, по украинскому языку и литературе, я самостоятельно прочла огромный объем литературных произведений. С уверенностью могу сказать, что прочитала все художественные книжки, которые были заявлены в программе ВНО. А самыми удачными в моей подготовке были последние дни, когда перед тестами я повторяла пройденный материал. Самое удивительное, что некоторые выхваченные краем глаза факты и детали выручили меня на тестировании! Например, вопрос об очерке «Подоріжжя од Полтави до Гадячого», который стал важным этапом подготовки одного из произведений Панаса Мирного. Я прочла всю необходимую информацию об этом практически в последний момент.

На тесте по украинскому языку трудными были задания по анализу текста. Особенно вопрос о том, какое из четырех предложений является логическим следствием остальных трех. Очень хитрый вопрос! Кстати, именно в нем я и сделала ошибку.

Сдать хорошо математику мне также помогли знания, полученные в лицее и моя прирожденная способность к точным наукам. Хотя и тесты сами по себе – очень несложные.

Самым сложным во всем тестировании был английский язык. К тому же, это был единственный предмет, по которому у меня был репетитор. Хуже всего далась мне лексика в тексте про человека, который собирал спичечные макеты разных предметов, самолетов, кораблей… Помимо того, что текст был очень непонятным, еще и нужно было вставить в него слова, которые больше всего подходили по смыслу. Как раз по английскому языку я и не набрала максимум баллов. Не хватило пяти.

Будущим выпускникам, которые будут проходить тестирование, я бы посоветовала, прежде всего, четко определиться с теми предметами, по которым им понадобится (или же наоборот – не понадобится) репетитор. Это поможет правильно рассчитать усилия. А во время подготовки к тестам, стоит всегда ориентироваться на качество, а не на количество. Как мне кажется, лучше что-то знать более углубленно, чем все, но вскользь. Насчет источников знаний, то с головой хватает специальных пособий по подготовке к ВНО. Если основательно пройти всю программу по этим учебникам, то на тестах проблем возникнуть не должно.

Что дальше? Я хочу быть экономистом, поэтому буду поступать либо в университет Шевченко, либо в КНЭУ.

Интернет- издание: Сегодня.ua

 

Класс!

 

Hosted by uCoz